Перевозчики Казани: куда увозит Метшин?
16 декабря 2006 года

Фактически это была очередная попытка частных перевозчиков привлечь внимание общественности и попытаться остановить таймер отсчета времени, оставшегося до того дня, когда казанцев посадят в «машину времени» и отправят в восьмидесятые годы прошлого века – томиться на остановках и штурмовать автобусы в часы пик. На одном из плакатов пикетчиков, обращенных к меру города, так и было написано: «Метшин! Можешь любить «Машину времени», но не отправляй весь город в прошлое!» (Пикет прошел через несколько дней после концерта, во время которого градоначальник вполне прилично исполнил несколько песен из репертуара «Машины времени»).

Пикет привлек внимание и депутатов, и чиновников, и простых казанцев. К участникам акции протеста подошел и председатель комитета по транспорту и связи горисполкома Айдар Абдулхаков. Подошел, поговорил, пошел на сессию. Ему сразу же предоставили слово. Чуда не произошло. Главный транспортник Казани не стал говорить о требованиях пикетчиков, а доложил депутатам о катастрофическом положении пассажирского транспорта. На черные краски не скупился: «За последние три года практически не было обновления подвижного состава. Износ трамвайных вагонов достиг 72%, отработали срок и подлежат списанию 149 трамваев. Износ троллейбусов составляет 84%, 94 троллейбуса - подлежат списанию. Для обеспечения замены требуются финансовые средства в объеме более 1,3 млрд. рублей».
Судя по тревожным цифрам, приведенным главным транспортником Казани, пассажирские перевозки находятся на грани катастрофы, не сегодня так завтра город будет парализован, потому как перевозчики работают себе в убыток. В такой критической ситуации надо принимать чрезвычайные меры – выкраивать в бюджете средства для спасения транспорта, урезав социальные программы, сократив финансирование благоустройства города, урезав социальные пособия.
Но депутаты тревогой Айдара Абдулхакова не прониклись. Не поверили, что тем же автобусникам необходимы дополнительные бюджетные финансовые инъекции. Даже наоборот, приняли решение сохранить на уровне 10 рублей установленную еще в 2005 году стоимость проезда в автобусах на весь 2007 год.
Невозмутимость городских депутатов понятна. И не только потому, что сами они на автобусах не ездят. Муниципальные автотранспортные предприятия уже давно фактически обанкротились, львиную долю пассажирских перевозок обеспечивают частные перевозчики, которые пришли на этот рынок в конце прошлого века и избавили город от столпотворений на остановках и от штурмов транспорта в часы пик. И при этом не были обузой городского бюджета, работали на свой страх и риск, покупая автобусы, закладывая квартиры, влезая в долги. Сохранив стоимость проезда, городская Дума ничем не рискует и ни за что не несет ответственность. Выкручиваться придется в основном частным перевозчикам. И они готовы и дальше работать, так как работали до сих пор. Выпускать на маршруты такое количество автобусов, которое обеспечит потребность города, перевозить льготников по социальным проездным. Но им мешают. В последние полгода травят с таким остервенением, как даже тараканов не травят.
«Вчера котов душили, душили…» Так Шариков из булгаковского «Собачьего сердца» с ненавистью рассказывал про своих извечных врагов. Маршрутки тоже душат. Целый сонм контролеров. Нередко, высасывая из пальцев причины, маршрутки ставят на штрафстоянки, отбирают лицензии и пытаются лишить водителей прав. Начальник ОГИБДД УВД Казани Дамир Багаутдинов в августе возмущался судебной системой. Мол, из 900 административных материалов, направленных в суды с начала года, только 76 водителей были лишены прав. Конечно, наши суды - самые гуманные суды в мире, но не до такой же степени! Если бы основания были действительно серьезными, можно не сомневаться, что без водительских прав осталось куда больше шоферов.
Но чем больше подконтрольные властям СМИ выплескивают негатива про частных перевозчиков, тем больше ощущения, перерастающего в уверенность, что вся эта журналистская вакханалия – не более чем дымовая завеса, обеспечивающая информационное прикрытие планов городских властей установить в сфере пассажирских перевозок «порядок» ценой полного разрушения установившейся системы и установления диктатуры произвола чиновников.
Я слишком хорошо знаю что такое «информационное сопровождение» властных решений – три года возглавлял пресс-службу президента Татарстана, руководил ГТРК «Татарстан». И утверждаю, что без информационного сопровождения не обходится ни одно решение власти. И чем топорнее решение, тем мощнее информационное прикрытие. Зачастую информирование переходит все рамки приличия и превращается в оголтелую пропагандистскую обработку. Пропаганда включается и в тех случаях, когда решение хоть и продумано тщательно, но преследует совсем не те цели, о которых трезвонит власть, пытаясь убедить население в своих благих намерениях. «Оптимизация» транспортной схемы Казани – решение именно такого плана. Забота о горожанах - не более чем фиговый листок прикрытия банального передела рынка пассажирских перевозок.
Судите сами. Ежедневно общественный транспорт совершает около 2 миллионов пассажироперевозок. Даже если предположить, что только половину тех, кто полностью оплачивают свой проезд, перевозят автобусы (хотя эта цифра намного больше - метро, троллейбусы да трамваи реально не перевозят и трети пассажиров), то получается, что ежедневный денежный оборот этого рынка составляет около 5 миллионов рублей. Из этой суммы около половины приходится на «Газели» и «ПАЗики». Правда, говорить о баснословных доходах предпринимателей, занятых в этой сфере, не приходится. С каждого проданного билета частнику достается чуть меньше рубля, 6-7 рублей – расходы, связанные с организацией бизнеса (амортизация или выплата кредита, бензин, запчасти, аренда базы, зарплата водителя, кондуктора и т.д.). А около двух рублей с каждого проданного билета, – «коррупционный налог» - взятки, благодарности да откупные за возможность работать. И возможно, что именно эти два рубля с каждого проданного билета - около миллиона рублей в день (!) - и коробят власть предержащих. Они хотят сконцентрировать эти деньги в руках как можно меньшего количества людей – легче будет договариваться. «По честному». Или «по совести». Думаю, что власть или приближенные к ней люди хотели бы снимать с пассажирских перевозок свою «властную ренту». Потому и затеяли конкурс на право ездить.
Частных перевозчиков, не желающих мириться с чиновничьим произволом, «приговорили» еще год назад, когда город возглавил Ильсур Метшин. В своем самом первом интервью в новой должности он заявил, что первоочередная городская проблема, с решения которой он начнет свою работу - «проблема с перевозками, весь этот бардак с «Газелями»… «Газели» свою роль выполнили, на сегодняшний день они уже вчерашние». Казалось, что молодой градоначальник, не разобравшись с реальным положением дел в сфере пассажирских перевозок, погорячился. Такое же ощущение спонтанностии и непродуманности действий городских властей вызвала и кавалерийская атака на уличную торговлю. Казалось, что маниакальное желание власти очистить городские улицы от «Газелей» да «ПАЗиков», торговых киосков да ларьков - это болезненное проявление удивительного качества любых не очень профессиональных чиновников - не реагировать на проблемы там, где они есть, а создавать проблемы там, где их нет. Говоря по-русски – чесать там, где не чешется. В результате Казань стала напоминать больного на операционном столе, у которого вскрыта брюшная полость и грудная клетка. Наркоз под названием «1000-летие» почти кончился, донорская кровь федеральных целевых программ почти иссякла, а операционная бригада все решает с чего бы начать – то ли губы подкрасить больному, то ли мелирование волос сделать, то ли ногти постричь. Но при этом бригада незадачливых эскулапов, не уставая, приговаривает, что больному все лучше и лучше.
Но чем больше разговоров о грядущих революционных преобразованиях в той же сфере перевозок, чем больше красивых слов о том, что вместо «Газелей» и «ПАЗиков» пассажиров будут возить более вместимые и комфортабельные автобусы, тем сильнее ощущение, что городская власть чего-то недоговаривает. Ну а когда было объявлено о широкомасштабном исследовании пассажиропотоков (тем более, что результат предсказан), стало очевидно, что за дымовой завесой заботы о горожанах готовится, повторюсь, банальный передел рынка перевозок.
Ну, на самом деле, стоило ли привлекать экспертов из Санкт-Петербургсого НИИ транспортной инфраструктуры, финансировать, скажем прямо, недешевые исследования, чтобы выяснить очевидные вещи, например, то, что центр города перегружен. Можно было заглянуть в «Стратегию развития Казани до 2015 года», в раздел 3.3.1 и узнать, что «транспортная ситуация в Казани с каждым годом усложняется. Количество автомобилей с 1993 по 2002 годы возросло с 92 до 144 на 1 тысячу жителей, и рост парка продолжается. По прогнозам, к 2015 году произойдет следующее двукратное увеличение количества автомобилей. В то же время строительство магистралей осуществлено на 46%, транспортных развязок на 26%, путепроводов на 26% от объемов, предусмотренных генеральным планом 1969 года. В результате нагрузка на ряд основных транспортных магистралей превышает 200% от нормативной».
Вот ведь где собака зарыта! Машин стало много, а улицы не расширились, про дорожные развязки никто и не думал. А нас пытаются убедить, что стоит избавить город от «Газелей» да «ПАЗиков», заменить их на более вместимые автобусы и сразу исчезнут пробки. Зампред комитета по транспорту и связи Людмила Алешина так и говорит: «В городе – 2103 автобуса, из них порядка 450 – автобусы большой вместимости, остальная часть – «Газели» и «ПАЗы». Это количество превышает пропускную способность дорожной сети Казани». Святая простота! Да даже если загнать в гаражи да на стоянки все без исключения автобусы – большие и маленькие, комфортабельные и не очень – казанские улицы этого почти не заметят. Потому что общее количество автобусов составляет менее 1% от всего автомобильного парка города. И этот самый автопарк продолжает стремительно увеличиваться - на 5 тысяч единиц в год. Так что, если городским властям и удастся лишить частных перевозчиков возможности ездить по маршрутам, то это только увеличит количество пассажиров, томящихся в ожидании автобусов на остановках.
Пикет, проведенный 11 декабря, некоторые телекомпании даже показали. Естественно, облив дегтем. Но это не помешало многим зрителям за информационным наездом рассмотреть проблему. Даже президент Татарстана проникся проблемами, поднятыми участниками пикета. 13 декабря на совместном заседании Правительственной комиссии РТ по безопасности дорожного движения и коллегии МВД Татарстана Минтимер Шаймиев, как сообщил «Татаринформ», «предостерег чиновников от огульной критики водителей автобусов и частных перевозчиков, призвав ГИБДД совместно с Минтрансом республики тщательно поработать с данным контингентом, установить жесткие требования к профессиональным и моральным качествам водителей. «Давайте введем в Татарстане образцовый водительский состав, – предложил Минтимер Шаймиев. - Водители автобусов должны быть уважаемыми людьми…».
Частные перевозчики расценили слова Минтимера Шаймиева как поддержку своих требований остановить передел рынка пассажирских перевозок.

Ирек МУРТАЗИН,
эксперт Международного института
гуманитарно-политических исследований